Наверняка вы читали о таких ситуациях в отзовиках или на автофорумах: водитель решил заправить полный бак, и на заправке в бак залили бензина больше, чем его объем по паспорту. Сегодня расскажем, почему так получается.
Во-первых, объём бака производители указывают приблизительно. Цифра эта никак не регламентирована (ГОСТом, например), а сам бак не сертифицирован как средство измерения. Поэтому, допустима погрешность до 5%, то есть для бака в 50 л это примерно 2,5 л. Объем бака в паспорте пишут просто для информирования владельца.
Во-вторых, в данные о вместимости заложен допуск на расширение топлива. Из курса физики мы помним, что при нагреве объем жидкости увеличивается. А коэффициент теплового расширения бензина один из самых больших для жидкостей — 0,00124 на каждый градус. У воды значительно меньше — 0,0006 на градус.
Не будем погружаться в дебри физики, сразу перейдем к выводу: изменение температуры на 1 градус влечет за собой изменение объема бензина ориентировочно на 0,1%, а при изменении температуры на 10 градусов происходит изменение объема на 1%. Соответственно получаем: для 40 литров 1% = 0,4 литра.
Поэтому заводы-изготовители заявляют такой объем топлива в баке, который не приведет к вытеканию топлива при изменении температурного режима. Этот запас составляет примерно 5 – 7% от расчетного объема бака. То есть у 50-литрового бака этот запас составит еще 2,5 л. Выходит, что фактически мы можем заправить даже не 52,5, а все 55 л. И это ещё не предел!
В-третьих, сама топливная система тоже имеет ёмкость. Объем бака в паспорте указывается без учёта топливной магистрали и заправочной горловины, а так же без учета объема пароуловителя (его может не быть). У большинства иномарок в горловину входит 4-5 литров, пока сработает отсечка. Вот так и получается, что в 50-литровый бак по паспорту может поместиться порядка 60 л бензина.
Отличных дорог! Будем рады видеть Вас на АЗС «ЛУКОЙЛ»!